или войти через:
Ваша корзина пока пуста
favorite_border
Доступно только зарегистрированным пользователям

Правила использования и регистрация дронов (беспилотников, бпла, квадрокоптеров) в Украине

schedule 01.11.2018 в 12:06 link Дроны закон

Не так давно, а именно, весной 2018 года, государственная авиационная служба Украины Министерства обороны Украины зарегистрировала Приказ «Про затвердження Авіаційних правил України «Правила використання повітряного простору України»», в котором речь идет о таком важном для нас аспекте как использование беспилотных летательных аппаратов в пределах воздушного пространства Украины и законности тех или иных устройств. Полный и актуальный текст Приказа можно изучить по этой ссылке - http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1056-18?fbclid=IwAR0aFppn4oUfoRRRZhpAcC1ftUXTHJjNLY_m2tzFotSrxh749zQ2vlRWeTU

Мы же расскажем об основных положениях данного Приказа, где мы подробно и на примерах объясним, как и в каких масштабах в Украине теперь можно использовать БПЛА, которые постепенно входят в повседневную жизнь каждого из нас. 

 

Общие положения:

Для начала, чтобы было четкое понимание, какие устройства, согласно Приказу, принадлежат БПЛА (беспилотный летательный аппарат), немного познакомимся с терминологией.

  • ВС - воздушное судно;
  • ИВП - использование воздушного пространства;
  • ОВД - обслуживание воздушного движения;
  • УВД - управление воздушного движения;
  • ОГВС - объединенная гражданско-военная система организации воздушного движения Украины;
  • Беспилотное ВС - ВС, предназначенное для выполнения полета без пилота на борту, управление полетом которого и контроль за которым осуществляется при помощи специальной станции управления, расположенной вне воздушного судна;
  • Визуальный полет в пределах прямой видимости (VLOS) - полет, в течение которого внешний пилот поддерживает непосредственный визуальный контакт с беспилотным ВС без использования приборов.

Для того, чтобы понимать, о чем именно будет идти речь дальше, этих нескольких терминов будет вполне достаточно. А мы знакомимся со следующими разделами Приказа.

Регулирование использования воздушного пространства

Раздел 2. Пункт 3. «Полеты беспилотных ВС организуются и осуществляются в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Украины в области гражданской и государственной авиации с соблюдением правил полетов в воздушном пространстве Украины и этих Авиационных правил. Организацию таких полетов обеспечивают пользователи воздушного пространства (руководители авиапредприятий, организаций, владельцы или внешние пилоты ВС и т.д.), которые планируют или осуществляют указанную деятельность».

Раздел 2. Пункт 4. «Полеты беспилотных ВС массой до 20 кг включительно выполняются без представления заявок на ИВП, без получения разрешений на ИВП, без информирования органов управления Воздушных Сил ВС Украины и органов ОГВС, органов Государственной пограничной службы Украины, органов ОВД и ведомственных органов УВД…»

Т.е., в принципе, вышеописанный пункт, как и его продолжение, которое будет описано немного позже, не распространяется на модели спортивного и развлекательного назначения общим весом менее 20 кг. Подробнее и доступнее об этом пункте можно прочитать в ранее опубликованном материале о том, что в Украине начинается процесс урегулирования использования БПЛА.

Разрешение НЕ требуется

Но это еще не все. Данное правило имеет свои исключения. Таким образом, никаких разрешений на использование дрона весом до 20 кг не требуется, если:

  1. полеты выполняются без пересечения государственной границы Украины;
  2. полеты выполняются за пределами установленных запретов и ограничений ИВП, кроме случаев, установленных Положением о ИВП;
  3. полеты выполняются не ближе чем в 5 км от внешних границ взлетно-посадочных полос аэродромов или не ближе 3 км от внешних границ взлетно-посадочной полосы ВПП / вертодромов, кроме случаев согласования с эксплуатантом аэродрома / ВПП / вертодрома;
  4. полеты выполняются не ближе чем на расстоянии 500 м от пилотируемых воздушных судов;
  5. полеты не выполняются над:
    • скоплением людей на открытом пространстве и над местами плотной застройки;
    • объектами (зонами), определенными Министерством обороны Украины, Министерством инфраструктуры Украины, Министерством внутренних дел Украины, Государственной пограничной службой Украины, Службой безопасности Украины, Национальной полицией Украины, Национальной гвардией Украины, Государственной фискальной службой Украины, Службой внешней разведки Украины, Управлением государственной охраны Украины, другими воинскими формированиями и правоохранительными структурами, образованными в соответствии с законами Украины, и в отношении которых осуществляется охрана / государственная охрана (при условии обозначения территории вокруг этих объектов информационными знаками о запрете полетов беспилотных ВС и / или путем обнародования границ такого запрета), кроме случаев выполнения полетов по разрешению указанных выше уполномоченных органов;
  6. полеты выполняются в пределах прямой видимости (VLOS)
  7. максимальная высота полета не выше:
    • 120 м над уровнем земной (водной) поверхности вне CTR, AFIZ, ATCA, ATCZ, специально установленных зон, зарезервированного воздушного пространства для обеспечения полетов по специально установленным маршрутам полетов государственной авиации;
    • 50 м над уровнем земной (водной) поверхности в пределах CTR, AFIZ, ATCA, ATCZ, специально установленных зон, зарезервированного воздушного пространства для обеспечения полетов по специально установленным маршрутам полетов государственной авиации или если информация о фактическом статусе элементов структуры воздушного пространства на время выполнения полета отсутствует;
    • 50 м над статическими препятствиями на горизонтальном расстоянии не более 100 м от таких препятствий, как отклонение от указанных выше ограничений по высоте по запросу владельца такого объекта;
  8. скорость полета беспилотного ВС составляет не более 160 км/ч

Безусловно, во всех остальных случаях, если беспилотник имеет массу более 20 кг, то необходимо его регистрировать и брать большое количество разрешений у уполномоченных органов государственной власти, о которых мы писали выше.

Если подытожить все вышесказанное, то можно сделать вывод:

  • дроны-игрушки, которые летают на небольшие расстояния (до 50 м), имеют маленький вес и невысокую скорость не нуждаются ни в каких разрешениях и подтверждениях со стороны государства и не подчиняются вышеописанным правилам использования воздушного пространства.
  • дроны гоночные будет необходимо регистрировать в случае, если они будут превышать скорость 160 км/ч, нарушать воздушное пространство, закрепленное за ведомственными службами, слишком близко пролетать над большим скоплением людей и местами плотной застройки и, конечно, не стоит забывать о государственных границах и близости взлетно-посадочных полос и аэродромов.
  • что касается полупрофессиональных и профессиональных дронов, то они также будут подчиняться всем вышеописанным правилам, если их владельцы решат управлять ими, не учитывая вышеописанные моменты.

Процедура регистрации:

Итак, если вы обладатель беспилотника весом более 20 кг, то перед использованием устройства по назначению, вам необходимо в первую очередь подать заявку на использование воздушного пространства в Украэроцентр до 12:00 UTC накануне осуществления деятельности для реализации следующих целей:

  1. выполнение учебных, тренировочных, испытательных, других полетов воздушных судов, в том числе беспилотных ВС, на аэродромах (постоянных ВПП / вертодрома) в специально установленных зонах и по специально установленным маршрутам (резервирование воздушного пространства), зонах ограничения полетов и опасных зонах, определенных инструкциями по выполнению полетов (ИВП)
  2. выполнение полетов воздушных судов, в том числе беспилотных ВС, в специально установленных зонах (резервирование воздушного пространства) и по специально установленным маршрутам с целью осуществления авиационных работ, облета радиотехнических средств и тому подобное
  3. проведение стрельб, пусков ракет, взрывных работ, применения взрывных устройств военного назначения, обезвреживания боеприпасов путем их подрыва (в установленных зонах ограничения полетов и опасных зонах)
  4. разового проведения запусков (подъемов) метеорологических радиозондов, шаров-пилотов, аэростатов из определенных постоянных пунктов запуска вне расписания и из временных пунктов запуска.

Пока в Украине правила регулирования БПЛА только начинают изучаться и устанавливаться, мы уже провели анализ и выявили плюсы и минусы регулирования БПЛА в Европе и США.;

Как будут на практике реализовываться описанные пункты Приказа, время покажет. Пока остается наблюдать за тем, как в Украине с каждым днем становится все больше БПЛА, а граждане знакомятся с новыми правилами их использования в стране.

Комментарии:

Голосование из новости:
Вас устраивают данные правила в отношении пользования дронами?
Да, однозначно

Категорически нет

Скорее нет, чем да

Мои предложения для правил в комментариях