или войти через:
Ваша корзина пока пуста
favorite_border
Доступно только зарегистрированным пользователям

Интервью: Владимир Михеев из КРЭТ о возможностях и перспективах беспилотной авиации России

schedule 16.10.2015 в 09:07 link беспилотники БПЛА интервью КРЭТ Владимир Михеев
​Предупрежден, значит вооружен! Концерн КРЭТ на сегодняшний день является одним из ведущих российских разработчиков беспилотных летательных аппаратов. Советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев рассказал подробно о достижениях в этой отрасли и перспективах этих технологий в будущем, - передает Robotics.ua.



Как бы вы определили стратегию КРЭТ в области создания беспилотников? Какое место на рынке претендует занять концерн?

КРЭТ – самый крупный центр разработки и производства систем радиоэлектроники и радиоэлектронной борьбы для летательных аппаратов в России. Наш концерн будет сохранять свою позицию и в условиях эволюции авиации для более обширного применения беспилотных систем.

Мы обратили большое внимание на стремление беспилотных летательных аппаратов выйти из узкого рынка на основную дорогу и предприняли все меры в области ведения НИОКР и подготовки базы производства. Теперь можно с уверенностью заявить о том, что в России есть БРЭО мирового уровня для БПЛА всех классов. Наша аппаратура выполнена с открытой архитектурой, позволяя производить различные конфигурации бортовой техники по принципу модулей, учитывая специализацию устройств и их предназначения.

Наши технологии могут устанавливаться на беспилотники отечественного и зарубежного производства, открывая нам широкий рынок военных и гражданских БПЛА, который в настоящее время переживает сильный рост. Объемы рынка уже составляют $7 млрд, и ожидается, что в 2020 году этот показатель достигнет $10 млрд. БРЭО приходится от 30 до 70 процентов общей стоимости БПЛА. Это дает нам понять о важности и экономических перспективах наших технологий.

Какие особенности работы над аппаратурой для БПЛА и чем она отличается от технологий для пилотируемых аппаратов?

Первое, что стоит отметить, само название. Беспилотные технологии предполагают отсутствие человека, который в наше время становится слабым звеном как в управлении авиационными технологиями, так и на уровне подходов к технической реализации этих самолетов.

Отсутствие человека дает возможность усовершенствовать пилотажно-навигационные комплексы в значительной степени. Нам не нужно заботиться о безопасности пилота, перегрузках, скоростях и других вещах. К примеру, среднестатистический человек может выдержать перегрузку 3-5 г, в то время как беспилотник может проводить полеты с перегрузками свыше 20 г.
Все это свидетельствует об эволюции БПЛА, которая будет проходить по-другому и зависеть от разных технологических решений. При управлении самолетом человеку потребуется достаточно большое количество времени для принятия решений, в то время, как беспилотник может принимать эти решения в автоматическом режиме в течение миллисекунд и зависеть от скорости сбора и передачи информации и мощности компьютера, обрабатывающего эти данные.

Отсутствие кабины для пилота дает возможность не уделять внимание целому ряду ограничений для безопасности человека и защиты от вредных излучений. К тому же, беспилотник способен летать с гиперзвуковой скоростью, охлаждая только аппаратуру, чувствительную к высоким температурам.

Таким образом, полет БПЛА может выполняться не только на высоких скоростях, но и в других пространствах, как в ближнем космосе с тяжелым рентгеновским излучением. Так что, можно с уверенностью сказать, что мы находимся на пороге новой эры беспилотной авиации.

Какие задачи возможны с аппаратурой от КРЭТ, установленной на боевых беспилотниках?

Беспилотные летательные аппараты используются для замены пилотируемых самолетов, выполняя свою работу более эффективно с военной и экономической точки зрения. В нашей стране эти технологии имеют перспективы использования в таких труднодоступных районах, как Крайний Север. Чтобы покрыть огромное пространство над этим регионом, мы нуждаемся в беспилотниках с большой продолжительностью полета, способных проводить разведку наземных объектов, включая такие функции, как видеонаблюдение, радиолокационная и радиотехническая разведка, поиск ультрафиолетового, инфракрасного и лазерного излучения. Теперь, когда необходимая аппаратура для этих целей уже есть, осталось найти сам подходящий БПЛА.

Действительно ли исследования в области нанофотоники, проводимые КРЭТ, позволят  создавать радиолокаторы для установки на беспилотники среднего размера, которые уступают по своим возможностям бортовым РЛС-системам самолетов-истребителей?

Да, это правда. Одним из основных направлений, над которым мы работаем является разработка радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР). Это устройство предназначено в первую очередь для использования на БПЛА.С системой РОФАР можно покрыть большие площади поверхности беспилотника. Таким образом, с этих поверхностей можно излучать большую мощность при высоком КПД.

Ещё одно важное свойство использования РОФАР в том, что беспилотник с ней может находиться в воздухе без обслуживания длительное время. С этой технологией аппараты могут находится в воздухе по несколько суток.

Вы упомянули, что КРЭТ адаптирует все свои технологии для БЛА, в частности, создание средств РЭБ. Каковы перспективы беспилотных технологий с этой точки зрения?

Говоря о БПЛА, стоит не забывать, что прежде всего это летательный аппарат, который  должен быть оснащен бортовым комплексом обороны. Мы уже подготовили предложения по установке оборонных средств на БПЛА, как тяжелого, так среднего и легкого класса. Этоважная необходимость, так как вне зависимости от назначения, беспилотник является объектом первоочередного уничтожения. Для противника главной целью является то, как можно наиболее быстро его ликвидировать, поэтому для нас важно сохранить долговечность их функций. В первую очередь это будет зависеть от эффективности бортовых технологий РЭБ.

Достаточно перспективным направлением развития являются тяжелые и средние летательные аппараты, которые можно использовать в качестве постановщиков помех. Дело в том, что БПЛА может находиться на близком расстоянии к районам боевых действий, не подвергая риску жизни экипажа. Он будет вести РЭБ с максимально близкого расстояния от радиоэлектронных средств противника.

Беспилотник в качестве  постановщика предлагает значительное экономическое преимущество перед пилотируемыми самолетами. Системы РЭБ имеют большие площади антенных систем и увеличенную мощность излучения, что требует специальных мер по защите человека, если он находится на борту, что предполагает дополнительные расходы.

Принимает ли участие КРЭТ в создании решений по противодействию системам борьбы с БПЛА, которые сейчас разрабатываются по всему миру?

Конечно, все страны мира осознают опасность систем БПЛА и разрабатывают инструменты по борьбе с ними. Мы также работаем над разработкой этих решений и, кстати, уже добились значительных результатов. Мы идем рука об руку с зарубежными производителями средств противодействия БПЛА и защиты от их воздействия. Я не буду освещать подробности этой работы, но хочу отметить выполнение целого ряда научных исследований касательно обнаружения БПЛА и соответствующих действий по отношению к ним. 

Это относится не только к вражеским боевым БПЛА. Даже в мирное время эта задача имеет большое значение. Со стремительным развитием беспилотных технологий нам следует заботиться об охране таких объектов, как аэропорты, объекты энергетики, опасные производственные активы. Это также техника, которую могут использовать террористы. Но и подбивать все подозрительные БПЛА над городами тоже нельзя. Здесь больше всего подойдет радиоэлектронное поражение беспилотников , то есть использование тех же РЭБ средств, которые заточенные под специальное программно-техническое воздействие на аппаратуру БПЛА. Если мы сможем отключить у аппарата связь, навигацию и бортовую передачу информации, то он больше не будет представлять опасность для нас. 

Речь идет также о поиске вражеских БПЛА, которые умеют тщательно скрываться от нашего поля зрения. Здесь нам поможет радиотехническая разведка. Каждый разведывательный дрон несет на своем борту системы управления и связи, навигации, локации, отмечаясь в радоэфире соответствующим образом. Именно по этим признакам мы сможем определить местонахождение того или иного аппарата, его тип и другие детали. Мы ведем работы по всем направлениям и придадим их огласке в определенный момент.

КРЭТ имеет большой опыт по разработке нашлемных систем указания цели и управления пилотируемыми летательными аппаратами. Можно ли их рассматривать их адаптации под управления беспилотными технологиями?

Это ещё одно направление нашей работы.Мы разрабатываем большой ряд аппаратуры на одном из предприятий, которая включает в себя наземный комплекс управления беспилотниками. По сути дела, это тот же шлем, реализованный на рабочем столе оператора дрона.

Экраны для управления выполнены в виде цифровых дисплеев с возможностью вывода большого количества информации: техническое «зрение» аппарата, подложку географической карты, выполняемое задание и т.п. Таким образом, вы можете управлять этим беспилотником, используя обычную ручку или джойстик, находясь в безопасном месте. Информация будет передаваться на борт через надежно защищенные каналы, а борт уже будет вести разведку и выполнять другие задачи в любом режиме.

Комментарии: